Как создать эффективную команду?
Команда – это один из основных факторов успешного развития бизнеса. Эффективная команда – это единомышленники, объединенные общей целью и работающие слаженно и плодотворно.
Сегодня мы подробнее разберем этот аспект и начнем с отличий команды от группы.
Группа:
• преследует личные цели
• каждый отвечает за часть общего результата
• нет нужны кооперации
• мало коммуникации между участниками
• неопределенное число участников
• индивидуальное общение
• группа – сумма всех ее участников
Команда:
• общие цели
• каждый отвечает за последний результат командной работы
• кооперация необходима
• много коммуникации между участниками
• ограниченное число участников (2-9)
• коллективное общение
• команда – больше, чем просто сумма участников (эффект синергии)
СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОМАНДЫ (модель Б. Такмана):
1) FORMING – стадия формирования
2) STORMING – стадия выяснения отношений
3) NORMING – стадия согласования правил
4) PRODUCTING – стадия продуктивной работы
5) UNFORMING – стадия расформирования
РОЛЬ ЛИДЕРА на каждом этапе:
1) Директивный
2) Направляющий
3) Поддерживающий
4) Консультативный
Теперь разберем, как формируется команда.
Стадии жизненного цикла команды:
1) Формирование
• подбор людей
• знакомство друг с другом
• осознание общей цели
• освоение необходимой информацией
• первичное планирование действий
• распределение ролей и способов совместной работы
• налаживание обмена информацией
• налаживание неформального общения
2) Конфликт
• навык рассмотрения альтернатив (разные люди+разные идеи=уступки)
• уточнение конечной цели
• выработка норм и правил работы
• распределение полномочий
• согласование процедуры принятия решений
• адаптация модели лидера к команде (лидер подстраивается к команде)
3) Консенсус
• навыки самоуправления
• самостоятельный поиск и постановка задач
• понимание сильных и слабых сторон каждого
• индивидуальный подход к каждому
• искусственное формирование разных точек зрения
4) Зрелость
• творческая неформальная атмосфера
• частые дискуссии по задачам
• понимание задач и своей роли в их решении
• выслушивание мнения друг друга
• мнения не подавляются большинством
• решения путем консенсуса
• критика конструктивна и доброжелательна
• четкие и конкретные задачи
• лидеры не конкурируют, нет борьбы за власть
Далее разберемся в вопросе командной работы и ее элементах.
Корпоративная культура – набор внутренних ограничений для каждого сотрудника при взаимодействии с коллегами и клиентами. Строится на командной работе
Принципы:
• групповая ответственность
• не преследовать личные интересы
Инструменты:
• принятие личной ответственности
• формат принятия решений не единоличный. Генерировать результаты должны те, кто чувствует возможность и ответственность. Лидер должен делегировать принятие решений
• неформальные стратегические сессии с участием лидеров и выбранных сотрудников
• взаимная обратная связь:
-внутренняя клиентоориентированность
-руководитель дает обратную связь сотрудникам по результатам работы
-еженедельная обратная связь сотрудников и руководителя по результатам недели, где ошибки обсуждаются тет-а-тет
Разберем факторы, способствующие эффективной работе команды:
1) Соглашение по поводу целей
2) Личное взаимодействие (лучше, чем удаленное)
3) Численность группы (идеально 5-8 человек)
4) Межгрупповая конкуренция (не внутригрупповая)
5) Принципы работы команды:
• добровольное вхождение в команду
• коллективное исполнение работы
• коллективная ответственность
• ориентированность оплаты труда на результат общекомандной работы
• достойное стимулирование (не только деньгами)
• автономное самоуправление
• повышенная исполнительная дисциплина
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМАНДОЙ:
1) Театр одного актера – используется, когда есть общепринятый лидер-профессионал, эффективно пока авторитет принимается всеми.
2) Команда согласия – приемлемо для малочисленных команд профессионалов, коллективные решения.
3) Совет – для команд большой численности. Ядро специалистов принимает решения за остальных членов команды. Решения принимаются на совете.
РОЛИ В КОМАНДЕ:
роль/характерные черты/позитивные черты/допустимые недостатки
• Председатель – спокоен, уверен в себе/непредвзятое отношение к сотрудникам, целеустремленность/зауряден интеллектуально и творчески
• Работник компании – человек компании, чувство долга, предсказуем/организатор, здравый смысл, работоспособность, самодисциплина/недостаток гибкости, невосприимчивость к непроверенным идеям
• Мотиватор – нервозен, общителен, динамичен/напористость, самоуспокоение и самообман/склонность к провоцированию раздражителей, нетерпим
• Генератор идей – индивидуалист, креативен/талант, воображение, интеллект/игнорирует детали и протокол
• Исследователь ресурсов – экстраверт, энтузиаст, любознателен, коммуникабелен/решает проблемы, связанные с дефицитом ресурсов/теряет интерес после начальной увлеченности
• Аналитик-стратег – трезво мыслит, неэмоционален, предусмотрителен/рассудительность, расчетливость/нет вдохновения и способности мотивировать
• Душа команды – социально ориентирован, чувствителен/отзывчивость, благотворно влияет на дух команды/нерешителен в кризисные моменты
• Педант – старателен, добросовестный/доводит дело до конца, перфекционист/обеспокоен мелочами, неохотно отступается от намерений